ГПД

   

КТП 2 класс
КТП 3-4 классы

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Прогулки и экскурсии

Основные направления в работе группы продленного дня


  1. Временные ориентиры.

Временные ориентиры помогают воспитателю учитывать возможные совпадения отдельных видов занятий, запланированных в расписании уроков, и стараться избегать таковых. Так уроки физической культуры не должны совпадать с физкультурно-оздоровительными занятиями в группе, уроки труда и музыки – с кружковыми занятиями, запланированные экскурсии – с экскурсиями в ГПД.

Основное содержание деятельности в ГПД представлено в виде недельной циклограммы, известной родителям и детям.

  1. Решение проблем по укреплению здоровья.

Эта работа включает следующие мероприятия:

а) создание банка данных о здоровье воспитанников ГПД с целью индивидуального подхода к детям с хроническими заболеваниями, организации щадящих режимных моментов;

б) разработка и проведение физкультминуток;

в) выполнение норм СанПин;

г) хронометраж выполнения домашнего задания с целью устранения перегрузок обучающихся.

3. Воспитание нравственности. 

Предполагает разработку каких-либо целевых программ.

  1. Развитие способностей.

Осуществляется в соответствии с разработанными целевыми программами.

  1. Создание условий для жизненного самоопределения.

Это направление реализуется в процессе таких видов:

- организация досуга;

- игровая деятельность учащихся (перечислить).

При планировании работы с использованием деятельностного подхода в воспитании воспитатель учитывает все виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, художественно-творческую, физкультурно-оздоровительную, коммуникативную, игровую.



Примерный план

воспитательной работы в группе продленного дня


1.Режим работы в ГПД.

2. Недельная циклограмма (Дни недели/занятия на воздухе/Занятия в помещении/Самоподготовка).

3. Психолого-педагогическая характеристика группы (зачислено всего/мальчики, девочки/неполных семей, семей инвалидов/уровень познавательного интереса (кол-во детей по каждому: высокий, низкий, средний)/владение навыком самообслуживания/учащиеся с неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, мало дисциплинированы/данные медицинского обслуживания (ослабленное зрение, дефекты произношения/дополнительное образование (музыка, спорт, живопись, танцы, иностранный язык)/ занятия у школьного психолога по проблеме адаптации и мотивации/ отношения между детьми/отношение детей к проведенным мероприятиям/ поручения/актив/сплочение коллектива/участие родителей в проведении воспитательных и досуговых мероприятий.

4. Анализ работы группы продленного дня за прошедший год.

Работа строится по направлениям деятельности: познавательная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, игровая и коммуникативная.

Алгоритм

подготовки и проведения воспитательного занятия

в группе продленного дня.

  1. Подготовительный этап.

1. Реклама – завязка интриги будущего события, ее задача – воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес. Реклама может быть плоскостной (афиша, объявление) и объемной (тумба, шар, дом); «ходячей» и  передвигающейся (рекламные тексты на спине и груди); театрализованной (глашатаи, артисты); школьное радио; листовки; почтовые отправления в адрес группы: телеграммы, уведомления, письма, карты, путеводители и др.

2. Приглашение – могут мыть коллективными и индивидуальными. Необычная форма пригласительных билетов: игрушки, шапочки, закладки, программы. Над изготовлением билетов может работать целая группа детей, а стать курьером по их разноске – поручение весьма приятное и престижное.

3. Календарь, изготовленный учащимися группы продленного дня. Например: «До открытия вернисажа осталось 3 дня».

4. Репетиционные приготовления, которые проводятся в узком кругу и внесут лепту в общую интригу ожидания.

5. Секретные переговоры воспитателя с родителями по поводу сюрпризных моментов.

  1. Психологический настрой.

 Средствами достижения этой задачи могут быть:

  1. Оформление помещения,  преобразование пространства классной комнаты.

  2. Необычное освещение, новогодние гирлянды, зеркала.

  3. Музыкальный фон. Музыка может быть эпиграфом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем отдельных структурных частей сценарного замысла и др.

  4. Особые ритуалы, церемонии, действия, магические слова, имеющие для данного коллектива детей особое символическое значение.

  5. Необычная сценическая завязка действия, интригующая новизной впечатления.

  6. Специально подготовленное вступительное слово ведущего – пролог к основному действию (притчи, легенды, сказки, письма), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к происходящему и обозначить личностный смысл участия в нем каждого. Для творческой реализации каждого педагогического замысла всякий раз подбираются свои, индивидуальные средства психологического настроя. 

  1. Достижение предметного результата. 

Это реализация основной части задуманного. Здесь все зависит от конкретной задумки. Однако существуют и общие рекомендации: занятие не должно затягиваться, эмоционально перенасыщать детей.

  1. Финально-аккордная часть.

 Ее назначение – стать конечной точкой, придающей всему красивое и благородное завершение, вызвать у участников чувство умиротворения и общей радости от причастности к случившемуся. Средствами достижения нужного результата могут быть:

- слова персональной признательности и благодарности всем участникам события, в том числе и «закулисным героям»;

- сюрпризные моменты, оставленные на «сладкое»;

- самодельные подарки и сувениры.

  1. Педагогическое последействие.

 Организуется как краткий итог проведенного занятия и может иметь продолжение во время свободного общения после его завершения. В процессе обсуждения поддерживается окрашенное эмоциональное состояние ребенка, а результатом должно быть осознание так называемой «ближайшей перспективы».



Содержание воспитательных и досуговых занятий

в группе продленного дня.

Детское чтение. Содержание занятий: (детская литература, литература ближайшего и дальнего зарубежья, современная детская литература, общественно-политическая литература, детские периодические издания).

Примерные формы занятий:

1.Чтение (детьми про себя и выразительное вслух; воспитателем, старшеклассниками, родителями).

2.Рассказ о прочитанном.

3.Прослушивание грамзаписей, радиопередач, телепередач с вкраплением видеозаписей, обсуждение экранизированных литературных произведений.

4.Просмотр диафильмов, диапозитивов.

5. Тематическая беседа, обсуждение, читательская конференция.

6. Сотрудничество со школьной библиотекой (посещение библиотеки, выступление библиотекаря с обзором новых книг, защита читательских формуляров, обмен книгами из личной библиотеки, создание передвижной библиотечки группы).

7. Взаимообмен читательскими дневниками, презентация отдельных страничек читательских дневников.

8. Работа с иллюстрациями к литературным произведениям (демонстрация иллюстраций, открыток, вернисажи (с использованием эпидиаскопа), беседа о художниках-иллюстраторах).

9. Тематическая выставка книг с их последующим просмотром (отдельные темы, авторы).

10. Презентация детских газет и журналов, просмотр различных журналов за прошлые годы, чтение и обсуждение периодических изданий для детей.

11. Конкурсы чтецов (по определенным темам и авторам, заранее подготовленные и экспромтом).

12. Выпуски рукописных журналов, книжек-самоделок с любимыми произведениями и собственными сочинениями.

13. Инсценировки, постановки кукольного спектакля, литературные монтажи и композиции.

14. Проведение литературных интеллектуально-познавательных игр, викторин, разгадывание кроссвордов.

15. Встречи с литературными героями.

16. Литературный почтамт (письма, телеграммы, посылки) от литературных героев.

17. Бюро находок (узнавание литературного произведения или героя по принадлежащим ему предметам).

18. Музей литературных героев.

19. Литературный аукцион (по принципу «кто последний назовет», «кот в мешке» и др.).

20. Литературные игры-путешествия. 

21. Литературные настольные игры: лото, домино, морской бой.

22. Телевизионные проекты интеллектуально-познавательных игр.

23.Книжная лавка.

Выбор книг не дублирует школьную программу, а формы проведения занятий разнообразны и занимательны.


Правиловедческие занятия.

 Содержание занятий: правила поведения в школе; правила санитарии и гигиены; правила поведения в общественных местах; правила дорожного движения; правила поведения в лесу и на воде; правила противопожарной безопасности; правила пользования всеми видами транспорта; правила поведения в чрезвычайных ситуациях;                   правила пользования коммунальными услугами; изучение законов об охране природы и памятников; правовое воспитание «Правовые знания – в повседневную жизнь»: поведение в магазине, на улице, в больнице и других местах.

Примерные формы занятий:

  1. Чтение материалов периодической печати с комментированием и обсуждением.

  2. Этические и правовые беседы.

  3. Составление словаря вежливого человека.

  4. Демонстрация практических действий по выполнению правил.

  5. Инсценирование правомерного (неправомерного) поведения.

  6. Приглашение работников разных ведомств.

  7. Вернисаж социального плаката.

  8. Устный журнал.

  9. Литературный коллаж.

  10. Конкурсы, викторины, игровые  программы на знание правил.

  11.  Практикумы и тренинги по правовому поведению.

  12. Прослушивание тематических радиопередач.

  13. Тематические выставки.

  14. Выпуск тематических номеров стенгазет, бюллетеней, листовок.

  15. Игры - драматизации, имитационные, ролевые и деловые игры.

  16.  Составление полезных памяток.

  17.  Выпуск энциклопедии полезных советов.

  18.  Заочное посещение места происшествия.

  19.  Агентство полезных советов.

  20. Публичная лекция.

  21.  Выставка предупреждающих знаков.

  22.  Разбор фактов нарушения.

  23.  Практические задачи по определению ущерба, нанесенного нарушителями порядка.

  24.  Суд над вредными привычками.

 Главное назначение этого блока занятий – оказать помощь в подготовке взрослеющего человека к самостоятельной жизни, но сделать это с минимумом назидательности.


Искусствоведческие занятия.

Содержание: живопись, архитектура, прикладное искусство, искусство оформления, театральное искусство, искусство танца, киноискусство, искусство фотографии.

Занятия носят практический характер. Для их проведения необходимо методическое обеспечение с использованием возможностей телевидения, радиовещания, интернет-услуг, компьютерных программ, видеоматериалов, тематических периодических изданий, книг по искусству, слайдов, репродукций, художественных открыток, изделий народных промыслов и т.п.

 Содержание блока весьма многогранно. Например, в разделе «Декоративно-прикладное искусство» отдельные занятия могут быть посвящены орнаменту, вышивке, плетению, аппликации, выжиганию, вязанию, работе по дереву, керамике, глиняной игрушке, ковроткачеству, чеканке, ковке, кружеву, макраме и т.д. Очевидно, что в условиях дефицита времени методами проведения занятий становятся демонстрация, рассказ, обсуждение, элементы практической деятельности.


Музыкальные занятия

Не получают массового распространения, так как требуют музыкального образования и специальной подготовки педагогов.


Интеллектуально-познавательные игры.

Интеллектуально-познавательные игры способствуют развитию мотивов самообразования; формированию остроты аналитического ума, динамичности и оперативности мыслительных процессов, навыков коллективной мыследеятельности; расширению кругозора и эрудиции.

Организаторами и ведущими увлекательных интеллектуальных состязаний могут поочередно выступать сами учащиеся с помощью воспитателя. Игровыми моделями могут становиться популярные телевизионные проекты познавательных игр с добавлением авторских правил, а также формы, разработанные коллективными усилиями детей и воспитателя. 

Коллекция авторских форм таких интеллектуальных состязаний приводится ниже:

1.Светочи земли родной.

Этот содержательный блок может стать авторской программой каждого воспитателя, включающей знакомство с жизнью и творчеством лучших людей Беларуси, являющихся ее гордостью и славой. Целесообразность разработки такой программы занятий определяется мощным воспитательным ресурсом, позволяющим осваивать такие актуальные и непреходящие ценности, как любовь к своему Отечеству, активная гражданская позиция, потребность в достойном, самоотверженном служении своей стране. Построение программы, отбор имен, привлечение фактического материала, выбор формы занятий является результатов профессионального и гражданского творчества каждого воспитателя.

2. Жизнь замечательных людей.

 Кто может быть интереснее ребенку, чем другой ребенок? Очевидность ответа на этот вопрос дает основание рекомендовать еще один вариант вышеизложенной программы, включающий знакомство с детскими годами жизни тех, кто обрел впоследствии отечественную и мировую славу.

3.История открытий и изобретений.

Данный блок направлен на погружение в область открытий и изобретений, повлиявших на развитие человеческой цивилизации, на жизнь каждого современного человека. В школе на уроках дети каждый день узнают много нового, но порой ничего не знают о  самых простых вещах, которые их окружают. Возьмем, к примеру, такие атрибуты школьной жизни, как доска, звонок, карандаш, ручка, тетрадь, указка и т.д. Их история насчитывает столетия и содержит много любопытнейших фактов, о которых мы почти ничего не знаем. Восполнить этот пробел позволит специальная программа досуговых занятий, которые оживят события «давно минувших дней» и современных научно-технических достижений.

4. Мир человеческих увлечений.

Этот цикл занятий по своему целевому назначению имеет непосредственное отношение к досуговым занятиям, ведь мир человеческих увлечений и есть содержимое хранилища под названием «досуг». Узнать, чем интересуются другие люди, чему они посвящают все свое свободное время, а, может быть, и жизнь – занятие и полезное, и поучительное. 

5. Моя домашняя игротека.

Игра – это прерогатива и достояние детства. К сожалению, взрослые делают слишком много для того, чтобы ребенок скорее расстался с игрой и заняться другими, «серьезными» видами деятельности. Назначение данного блока досуговых занятий – не столько приобщить ребенка к игре, сколько открыть перед ним ее безбрежные горизонты и многоликость проявлений. Личный игровой блокнот – игротеку ребенка – со временем пополнят самые разные ее виды: игры-знакомства; игры подвижные; игры-массовки; игры-шутки; игры дружеского круга; фокусы и розыгрыши; игры психологические; игры, помогающие понять себя, и многие другие. 


Творческое конструирование

новых форм воспитательных и досуговых занятий

Психологами доказано, что дети тяготеют к зрелищности, состязательности, эмоциональной насыщенности. Форма досугового занятия более подвижна и изменчива, чем содержание воспитывающей деятельности.

Один из подходов, позволяющий овладеть логикой конструирования различных форм воспитывающей и досуговой деятельности – технология творческого воспроизведения разнообразных явлений жизни в игре с привнесением дополнительных авторских правил. Алгоритм организации досуга можно представить следующим образом:

  1. Выбор объекта, т.е. жизненного явления или понятия, взятого из окружающего мира. Большим потенциалом для последующей работы над игрой обладают объекты, взятые из сферы обслуживания, спорта, досуга.

  2. Анализ выбранного объекта – своего рода «примерка» избранного объекта к возможности создания будущей имитационной модели. Часто этот анализ представляет собой развернутый ответ на вопрос «Что мы о нем знаем?», выстраивание своеобразного ассоциативного ряда. Например, на этапе первичного осмысления понятия «автобус» («трамвай», «троллейбус», «дилижанс» и т.п.) возникает устойчивый ассоциативный ряд: автобус – это вид общественного транспорта, определенный маршрут следования, остановки, новые пассажиры, кондуктор, билеты, «заяц», штраф, место в салоне, вид из окна, - который дает изначальный импульс для развития творческой мысли.

Иногда жизненных представлений бывает явно недостаточно, чтобы провести качественный анализ объекта. В этих случаях незаменимыми помощниками становятся словари, энциклопедии, специальные книги. Обращение к ним даст позитивные результаты, поможет уточнить представления, освоить игровую лексику.

  1. Наметка общего механизма реализации замысла, смысла игровых действий, узловых моментов будущей игровой интриги. Этот этап позволяет определить общий предметный смысл игровой модели, ответить на вопросы: к чему должны стремиться участники, что является результатом их действий.

  2. Освоение лексического пространства моделируемого объекта, создание особого игрового словаря. Особая лексика, используемая при разработке модели, выполняет, как минимум, две основные функции:

• общего фона, обеспечивающая современность и узнаваемость творческого воспроизведения реальной жизни; 

• импульса для появления новых сюжетных линий, новых правил, возникающих при обыгрывании вводимых специальных терминов и реплик.

  1. Разработка единых правил и деталей игрового сюжета. Этот этап завершения выстраивания общего замысла модели с учетом возникающих нюансов игровой  ситуации. Желательно, чтобы итогом проделанной творческой деятельности стал письменный вариант описания модели.

  2. Подключение театрального инструментария.

Придумывание звукового, визуального и музыкального ряда, мизансцены, элементов костюмов участников, спецэффектов; определение необходимого оборудования и реквизита.


Тематика занятий по организации интеллектуального досуга


• Веселая АБВГДейка

• Автобус для любознательных пассажиров

• Познавательная аппликация

• Ассорти умных забав

• Базар знаний

• Балда обучающая

• Бильярд для знатоков

• Бокс интеллектуалов

• Дуэль эрудитов

• Копилка знаний

• Кроссворд-информация

• Лифт нового поколения

• Логос-сражение

• Лото пословиц и поговорок

• Перекресток истины

• Рыбалка с познавательным уловом

• Турнир знатоков

• Интеллектуальный футбол

• Эрудицион





Основные требования к проведению мероприятия

  1. Четкое определение педагогом цели мероприятия.

  2. Планирование этапов мероприятия и задач каждого этапа.

  3. Организация его подготовки в соответствии с поставленной целью:

– деятельность классного руководителя и ребят на каждом этапе;

– регулирование хода деятельности по подготовке мероприятия;

– проведение мероприятия;

– анализ результатов.

  1. Определение оптимального содержания мероприятия (на данном материале необходимо решить поставленные задачи).

  2. Наиболее рациональных методов и приемов воспитания на каждом этапе мероприятия.

  3. Четкость мероприятия, темп и ритм.

  4. Гибкость и широта воспитательного момента:

– отсутствие шаблона;

– наличие «изюминки», элемента неожиданности.

  1. Взаимосвязь этапов мероприятия:

I этап – анализ обстановки, формулировка цели;

II этап – планирование мероприятия, организация подготовки мероприятия;

III этап – проведение мероприятия;

IV этап – анализ мероприятия.

  1. Связь мероприятия с предыдущими и последующими формами занятий, с классными и общешкольными формами.


Анализ воспитательного мероприятия

Главными аспектами в анализе воспитательного мероприятия должны, прежде всего, выступать:

- анализ деятельности педагога и деятельности воспитанников;

- оптимальность применяемых форм и методов;

- реализация поставленных целей;

- отношения воспитателя и воспитанников;

- профессионализм педагога-воспитателя.


Примерная схема анализа воспитательного мероприятия

  1. Общие сведения:

- название мероприятия;

- дата и место его проведения, кто проводит;

- состав группы учащихся: мальчики, девочки; по интересам и др.

- вид деятельности: входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием;

- цель мероприятия;

- на решение каких задач классного коллектива и формирование каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие;

- психологическое обоснование выбора данного вида и содержание деятельности;

- соответствие занятия общим воспитательным задачам, уровню развития классного коллектива, возрастным особенностям учащихся.

  1. Анализ подготовки мероприятия:

  1. кто был инициатором данного мероприятия, и как оно готовилось. В чем и как проявлялась активность, самостоятельность и инициатива учащихся;

  2. методика подготовки мероприятия:

- планирование;

- разработка;

- участие в них учащихся;

3. удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности.

  1. Ход мероприятия:

  1. насколько убедительно, четко и эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи предстоящей деятельности;

  2. насколько содержательно, интересно и организовано проходила работа;

  3.  какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия, какие социальные установки формировались у учащихся, к какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие;

  4. какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение; каких результатов достигли;

  5. как сказалось проведенное мероприятие на формирование общественного мнения коллектива и отдельных учащихся, на их взаимоотношениях;

  6. каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности;

  7. Каково его воздействие на отдельных учащихся:

– эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве – этика труда, художественная деятельность;

– эстетика поведения;

8. роль  и место старших (классного руководителя, психолога, приглашенных) на данном занятии;

9. методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

  1. Общая оценка воспитательного мероприятия:

  1. насколько удалось достигнуть поставленных целей и задач. Причины успехов, неудач, ошибок;

  2. общая оценка воспитательной ценности проведенной работы;

  3. психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и учащихся.

  1. Анализ деятельности воспитателя:

  1. какие черты характера воспитателя способствовали проведению воспитательной работы с учащимися, какие, наоборот, мешали?

  2. какие педагогические способности проявились при проведении воспитательной работы с учащимися?

  3. проявился ли педагогический такт воспитателя и в чем именно? Случаи нетактичности воспитателя?

  4. способствовало ли или мешало психическое состояние воспитателя проведению воспитательной работы и почему? 


Анализ воспитательного мероприятия

  1. Тема. Актуальность темы для данного коллектива.

  2. Цель: воспитательная, познавательная, обучающая.

  3. Осознание цели педагогом и учащимися.

  4. Форма. Соответствует ли возрасту, уровню развития данного класса.

  5. Место данного мероприятия в системе работы класса.

  6. Участие педагога, школьников в анализе остановки, определении уровня развития классного коллектива, планирование мероприятия.

  7. Организация мероприятия. Выработка программы действий. Определение полномочий участников, форм  и методов деятельности, сроков проведения и т.д. Подготовка оборудования (наглядности, технических средств, реквизита и пр.). 

  8. Методы воздействия на учащихся. Соответствие методов цели мероприятия, содержанию и форме.

  9. Активность учащихся при проведении мероприятия, их инициатива. Соотношение участников и зрителей. Обеспечение свободного, добровольного участия школьников в мероприятии. Дисциплина.

  10.  Творческий характер мероприятия. Использование элементов новизны, поиска.

  11. Характер воздействия на сознание учащихся, восприятие ими основных идей мероприятия.

  12.  Характер эмоционального воздействия. Степень заинтересованности, увлеченности школьников мероприятием. Сочетание рационального и эмоционального.

  13. Мастерство педагога при проведении мероприятия: опосредованное влияние, эрудиция, умение ориентироваться, использовать набор методов воспитания, влиять не только на коллектив, но прежде всего на индивидуальность, творить в процессе дела.

  14.  Морально-психологический климат при проведении мероприятия, обеспечение гуманного отношения к личности каждого ученика.

  15.  Учет при проведении мероприятия национальных традиций, социально-педагогического и экономического окружения, климатических, географических условий.

  16.  Эффективность воспитательного мероприятия. Степень осуществления его идейно-нравственного компонента, общественная значимость. Реализация поставленных целей.

Выводы делаются на основании наблюдения за ходом мероприятия, опроса учащихся, собеседования с учителем, в котором основное значение отводится самоанализу мероприятия. Рекомендации носят конструктивный характер.


Качества личности учащегося,

формируемые в начальной школе

(1-2 классы)

  1. Любознательность:

- мне интересно учиться;

- я люблю мечтать;

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;

- мне нравится выполнять домашние задания;

- я стремлюсь получить хорошие отметки.


2. Трудолюбие:

- я старателен в учебе;

- я внимателен;

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь  за помощью;

- мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу;

- мне нравится дежурство в школе.


3. Бережное отношение к природе

- к земле;

-к растениям;

-к животным; 

- к природе.


4. Мое отношение к школе:

- я выполняю правила для учащихся;

- я добр в отношении с людьми;

- я участвую в делах класса и школы.


5. Красивое в моей жизни:

- я аккуратен в делах;

- я опрятен в одежде;

- мне нравится все красивое вокруг меня;

- я вежлив в отношениях с людьми.


6. как я отношусь к себе:

- я управляю собой;

- я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой;

- у меня нет вредных привычек.


Комментариев нет:

Отправить комментарий